О создании «Лебединого озера»
Лебединое озеро, прославленное П.И. Чайковским действительно существует и расположено в Баварии, в районе гор Альгау в Альпах. В средние века баварские менестрели воспевали подвиги «Лебединых рыцарей», совершенные в этих краях во имя Святого Грааля. Вольфрам фон Эшенбах в своем «Парцифале» рассказывает о лебедином рыцаре — шванриттере — Лоэнгрине, посланце Парсифаля, рыцаря Святого Грааля. Лоэнгрин приплывает на лодке, влекомой Белым Лебедем по лебединому озеру, на помощь Эльзе, герцогине фон Брабант. Он спасает ее, но должен скрывать свое имя. Его имя — Лоэнгрин — открывается, и он должен вернуться к Святому Граалю.
Рихард Вагнер создает оперу «Лоэнгрин», основанную на этой легенде.
Петр Ильич Чайковский концертах Русского музыкального общества впервые слышит вагнеровского «Лоэнгрина». Будучи студентом консерватории, он посещает концерты Вагнера,приезжавшего в Петербург, и испытывает сильное влияние его музыкального гения.
В 1875 году Чайковский получает заказ от заведующего репертуаром императорских театров Москвы В.П.Бегичева написать романтический балет. Это должен быть первый русский национальный балет на симфоническую музыку. Петр Ильич принял самое живое участие в создании либретто нового балета, требуя, чтобы сюжет был обязательно средневековый и фантастический. Вспоминая «Лоэнгрина» Вагнера и слышанные от Клиндворта истории о сказочном «лебедином» короле Людвиге , Петр Ильич решил назвать новое сочинение «Озеро лебедей». Но воспеть Лебединое озеро, не побывав там, Чайковский не мог, и вот в 1876 году он посещает Баварию.
Балет был написан , но партитура «Лебединого озера» оказалась настолько необычной и новой, что поставила в тупик деятелей балета.Петр Ильич обратился к Мариусу Петипа с предложением поставить «Лебединое озеро» в новой редакции в Петербурге на сцене Мариинского театра. Петипа с радостью согласился, но осуществить постановку смог только после смерти Чайковского.
Источник: pslan.com